БАЗОВАЯ ЗАДАЧА НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЯ?
Зачем учиться решать такие задачи в начальной школе?
"Нас ЖЕ так учили!"
Почему это не всегда работает с моим ребёнком?
ЗАДАЧА олимпиадного УРОВНЯ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЯ
У Кати было несколько карандашей. Она подарила подруге 5 карандашей, и у неё осталось 9. Сколько карандашей было у Кати сначала?
У Кати было несколько карандашей. Она подарила подруге 5 карандашей, и у неё осталось 9. Сколько карандашей было у Кати сначала?
Задачи на составление уравнений — это текстовые задачи, которые решаются с помощью составления и решения простого уравнения.
Обычно в таких задачах:
- неизвестное обозначается буквой (чаще всего "икс");
- из текста задачи составляется числовое равенство с переменной (уравнение);
- после нахождения значения переменной нужно сделать проверку и ответить на главный вопрос задачи.
СУТЬ ЗАДАЧ
- Ребёнок понимает суть задачи, но не может "перевести" её на математический язык.
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ
1) Переход от текста к уравнению
- Не знает что обозначить за 𝑥. Обозначает "наименьшее" или "то, что нужно найти по условию". Но это не всегда оказывается правильным
2) Что принять за 𝑥
- Не всегда найденное число в уравнении является ответом на задачу.
- Ребёнок нашёл значение 𝑥, но не дал ответа словами.
4) Игнорирование проверки и ответа
3) Неумение решить уравнение
- Уравнение составлено. Но теперь его надо правильно решить. Непонимание как решить уравнение, приведет к ошибке, даже, если уравнение составлено верно.
- Найди значение переменной.
- Действуй пошагово и аккуратно.
- Постарайся понять, о чём идёт речь.
- Найди главное: что известно, что неизвестно, и что нужно найти.
- Чаще всего используется буква 𝑥 .
- Запиши: «Пусть 𝑥 — это ... (что именно мы ищем)».
Традиционный Алгоритм решения
Шаг 1. Прочитай задачу внимательно
Шаг 2 Обозначь неизвестное за 𝑥
Шаг 4. Реши уравнение
Шаг 5. Сделай проверку
- Полный ответ, как в задаче:
- «Ответ: у Кати было 14 карандашей.»
- Подставь найденное значение в условие задачи и проверь, подходит ли ответ.
Шаг 6. Дай ответ словами
Шаг 3. Построй уравнение по смыслу задачи
- Используй известные числа и выражения.
- Преобразуй текст задачи в математическое равенство с переменной 𝑥
- Это задачи не только про «𝑥» и «равно».
- Это про умение анализировать, выделять главное и искать путь к решению.
- Такие задачи развивают логическое мышление, внимание к деталям и навыки формулировки.
Даже если ребёнок не станет математиком — умение «думать уравнением» пригодится в жизни.
- Современные дети действительно отличаются от нас в детстве — и в том, как воспринимают информацию, и в том, как учатся.
- Это связано с изменившейся средой, технологиями, новым стилем общения и обучающими форматами.
- Это не «хуже» и не «лучше» — это по-другому.
- Именно поэтому важно использовать методы, которые подходят именно сегодняшним детям, а не просто повторяют то, как учили нас.
Умение составить уравнение к текстовой задачи -
"визитная карточка" математического развития ребенка.